вторник, 17 января 2017 г.

Культура чаевых.

Такое сладкое слово - чаевые!...Нет, я знаю, что в России есть не менее сладкое слово - "халява", но оно не имеет к чаевым никакого отношения, ибо "халява" - это просто свалившиеся ниоткуда и ни за что деньги (или иные "плюшки"). А чаевые - это то, что ожидает любой работник сферы обслуживания, после оказания добросовестного сервиса. По большому счёту, иной раз именно чаевые являются главенствующей статьёй дохода, а вовсе не зарплата. В разных странах существует своя культура чаевых. В Штатах оставлять чаевые принято по умолчанию, а в Японии, например, они категорически неприемлемы. Но то Япония и нам, европейцам, никогда не постичь их жизненных традиций.
Мы живём в Доминикане и здесь чаевые категорически приветствуются; жизнь без них просто немыслима. Любая оказанная услуга подразумевает, помимо сердечного спасибо, ещё и маленький "пряник" в виде нескольких копеек (ой, конечно же, песо!). Донёс мальчик твои покупки из магазина до машины - получил своё вознаграждение, заклеил механик тебе колесо - вот и ему копеечка, "поохранял" бездомный твою машину на парковке - дай ему денежку на бутылку воды. Все довольны, всем приятно. Тебе сделали доброе дело, оказали услугу - ты отблагодарил! Чаевые - даже само слово подразумевает, что ты не соришь деньгами, а даёшь, буквально, только на чай. А даст один, даст другой - вот тебе уже и набралось и на ватрушку к чаю...
И вот чего нет, к сожалению, у нашего русского брата - так это этой самой культуры чаевых. Мы стали больше ездить за границу, стали больше видеть, но категорически не желаем учиться давать чаевые. Больше десяти лет я езжу на экскурсии и могу по пальцам пересчитать случаи, когда русские оставляли мне чаевые. Им всё нравится, они говорят, что было так увлекательно и я так много рассказал им о стране, и всё было просто замечательно - но вся благодарность за это ограничивается лишь словом "спасибо"... Когда я еду на экскурсию с людьми любой другой национальности, я знаю, что пара-тройка долларов ( а то и десять-двадцать, и которые я должен поделить с водителем) мне гарантирована. Доходит до смешного: я еду с группой в 20 человек русских и есть в группе два немца и понятно, что основной мой контакт с русскими. Но когда возвращаемся - то только немцы вместе с рукопожатием протягивают мне евро-другой...
Я уже писал, что помог продавщицам в сувенирном магазине написать на русском языке слово "чаевые". Был там, на днях - надпись закрашена. Спрашиваю: "что случилось?", на что они обречённо отвечают: "бесполезно, русские чаевых не дают..."
Кстати, вы знаете, какая у доминиканцев появилась новая традиция? Когда один доминиканец просит что-либо у другого, а другой жадничает - то первый только спрашивает: "¿Eres ruso? (Ты что, русский?)"...



-----------------------------------------

15 комментариев:

  1. Я всё прекрасно понимаю, что все хотят кушать и всегда поддерживаю нравящиеся мне заведения чаевыми. Или то будет человек, который сделал очень добросовестно работу, тоже даю что-то сверх оговоренной суммы. Но так как, к примеру, клянчат чаевые в Египте или Турции нигде в Европе не делают.
    Не хотят люди, да и не могут на отдыхе сорить деньгами направо и налево. Убрали, дай доллар, попшикали от комаров, дай доллар, привезли чемоданы, дай доллар. Во многих местах перебор уже с чаевыми.
    Я когда был в Европе в автобусном туре потратил намного меньше дополнительных денег, оставляя чаевые там где считал нужным, чем когда был в Египте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен! В бедных странах можно разориться на чаевых, потому что их ждут все, порой даже за любой чих (и ничего не сделав) хотят получить вознаграждение...

      Удалить
    2. Вы полностью поняли, что я имел ввиду. Спасибо.

      Удалить
  2. Я даю чаевые почти всегда, но без всякого удовольствия, только потому, что "так принято". Но само явление мне абсолютно не нравится. Я не понимаю, почему официанту, гиду или носильщику надо давать чаевые, а, например, кондуктору в автобусе, продавцу в супермаркете или служащему в справочной - нет. Те же самые услуги, которые могут быть оказаны качественно или некачественно. Неоднократно спорил на эту тему с друзьями, но их аргументы типа "это, возможно, основной их доход" не выглядят убедительными. В конце концов, их никто в таких местах работать не заставлял, где з/п только номинальная и весь расчёт на чаевые. С другой стороны, цены на те же экскурсии или обед в ресторане сами по себе довольно-таки высоки, и, например, оплатив экскурсию, обычно чувствуешь, что заплатил уже вполне достаточно, если не больше)) А как там деньги распределяются внутри организации-организатора - это уже их внутреннее дело. Поэтому "спасибо", не подкреплённое $, в моём понимании есть вполне адекватная благодарность за качественно оказанные услуги. Они, кстати, должны быть качественными по умолчанию.
    В общем, я надеюсь, что не только "культура чаевых" не приживётся у русских, но и будет постепенно отмирать во всех остальных странах))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен с вами! Так дойдёт до того, что пилот, после полёта, отправит в салон стюардессу с фуражкой для сбора чаевых... Но нет, есть разница между работой с фиксированной оплатой и сферой услуг, где именно услуга (а не работа)подразумевает благодарность. Пилотировать самолёт (быть водителем, кондуктором, врачом, рабочим на заводе) - это работа; быть официантом, носильщиком, гидом - это оказание услуг (потому что без этого можно обойтись). Можно прийти в парикмахерскую и просто постричься, без затей. Парикмахер получит свою зарплату. Но если он сделал это не рутинно, а с душой, с шутками-прибаутками и вам всё понравилось несказанно и вы сказали Wow! - то почему в этом случае не дать ему "премию"?
      И пока, увы, мир держится за эту привычку, когда богатый господин от щедрот своих кинет копейку-другую бедному обслужившему его халдею... Мир обслуги на это только и живёт.
      Хотя, согласен, практика порочная. Ну так и жизнь наша никакое не совершенство и человечество весьма далеко от идеального...
      [im]http://s019.radikal.ru/i622/1701/bf/1ee28965ca35.png[/im]

      Удалить
    2. Вспомнил. Если меня заправляют , то я даю чаевые только в случае заправки до полного. Если я фиксировано лью, то редко даю. А так согласен! За хорошее отношение, за приятное общение, за хорошее обслуживание чаевые не жалко. Кстати в штатах чаевые дают даже за хреновое обслуживание.

      Удалить
    3. Вот-вот, в Штатах на чаевых поголовно всё завязано, даже в случае - не понравилось - всё-равно надо дать (правда, можно меньше, чем положено).
      [im]https://v1.std3.ru/31/2f/1381819901-312f7e5e14591f892e8f65a8835a8212.jpg [/im]

      Удалить

    4. Но нет, есть разница между работой с фиксированной оплатой и сферой услуг, где именно услуга (а не работа)подразумевает благодарность. Пилотировать самолёт (быть водителем, кондуктором, врачом, рабочим на заводе) - это работа; быть официантом, носильщиком, гидом - это оказание услуг (потому что без этого можно обойтись).


      Всё равно не согласен с таким разделением. Почему, кстати, если водитель - это работа с фиксированной оплатой, вы с ним чаевыми делитесь? ;) Подозреваю, что с гидом тоже сумму вознаграждения оговаривают заранее. А можно обойтись много без чего (особенно в современном мире потребления) произведённого работником с "фиксированной оплатой". Тем не менее, покупая, например, хороший смартфон (предварительно найдя, где подешевле, а ещё лучше - со скидкой) и получая в довесок тот самый "WOW-эффект", никто почему-то не спешит перевести дополнительные доллар-другой компании-производителю. С них достаточно того, что мы, возможно, памятуя об удачной покупке, вернёмся к ним снова со своими деньгами.
      Да и услуги тех же парикмахеров (да и всех остальных, если только это не случайный помощник) имеют вполне себе фиксированную и,зачастую, довольно-таки высокую стоимость. А премию за хорошую работу должен платить начальник))

      Удалить
    5. Уговорили!
      Соглашаюсь с тем, что в идеале всё должно быть так, как вы написали.
      Но, повторяю, пока состояние дел таково, что понятие чаевых существует и бороться с этим не получается.
      [im]http://s019.radikal.ru/i633/1701/00/311115ea5834.jpg[/im]

      Удалить
  3. Да уж, это точно, будешь выглядеть белой вороной и это в лучшем случае. А на деле будешь слыть скрягой. В один прекрасный момент поймёшь что есть всего 2 варианта:
    1. Чётко следовать своему убеждению, что чаевые давать не надо. И ни с кем не спорить об этом. Не тратить ни время, ни нервы.
    2. Давать чаевые, не заморачиваясь т.к. так принято.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прекрасно!
      Это лучший способ сэкономить своё время, нервы, здоровье: хочешь - дал, не хочешь - не дал.
      И без всяких раздумий, переживаний, разъяснений!

      Удалить
    2. Абсолютно согласен! Как говорится, в небольшой дискуссии родилась истина. И для себя, кстати, тоже выяснил этот вопрос. Спасибо. ;)

      Удалить
  4. В принципе мы чаевые оставляем всегда, без излишеств, но если всем довольны оставляем копеечку малую. Но иногда не обходится и без казусов.
    Мексика, Юкотан, Отель Гран Бахия Принципе, отличный отель, 5 звезд, все включено...
    Обед. Обычно - пообедал, оставил доллар другой официантам за сервис и поднос напитков. Тут в процессе обеда девченка-майя, официанка: "мистер, я Бьянка (видели бы Вы ту Бьянку), я щас уже домой ухожу!", - Отлично говорю, Бьянка, хорошего дня тебе! - Нет, мистер, я вот прям щас ухожу! - Ок, говорю, удачи!... жена смеется чуть ли не голос. - Ты че ей доллар не дал? - о, так я ж еще не поел!
    На следующий день Бьянка к нашему столу не подошла, на приветствие не ответила...))
    Майя реально как дети.
    Пришлось ее искать, найти в всучить ей доллар за вчера.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бывают и такие казусы...
      А вообще, как я понимаю, во всех бедных странах народ живёт ожиданием копеечки малой от богатенького туриста. Порой даже не то, чтобы чаевые - а просто так, дай, дяденька, на пропитание... :-)

      Удалить